Какая коробка передач на автомобиле ВАЗ 2107

Модели Волжского автозавода укомплектовывались четырех и пяти ступенчатыми коробками передач. На ВАЗ 2107 «пятиступку» стали устанавливать с 1982 года. Эта коробка — одна из удачных конструктивных решений «классической» механики.
На автомобилях ВАЗ 2107 устанавливается пятиступенчатая коробка передач (также используется на автомобилях ВАЗ 2105, 21052, 2104, 21043, 21072, 21074).
Передаточные числа: 1-я передача — 3,67, вторая — 2,10, третья — 1,36, четвертая — 1,00, пятая — 0,82, задний ход — 3,53.
В паре с коробкой работает редуктор «06» с передаточным числом главной передачи 3,9.
Привод спидометра с 13-ю зубцами 2106-1702150-01
Размеры и вес коробки передач ВАЗ 2107

Седьмая модель «Жигулей» получила хороший вариант пятиступенчатой коробки. Конструкторы Волжского автозавода за прототип взяли коробку с ВАЗ 2105, заменили передаточное число главной пары редуктора с 4.3 на 4.1, далее на 3.9.
Вес: 26.7 кг
Размеры: 63 х 44 х 38 см
Схема коробки передач автомобиля ВАЗ 2107


1 – вилка включения заднего хода; 2 – оттяжная пружина рычага переключения передач; 3 – направляющая чашка рычага; 4 – шаровая опора рычага; 5 – рычаг переключения передач; 6 – сферическая шайба; 7 – пружина рычага; 8 – стопорное кольцо; 9 – запорная втулка демпфера; 10 – упругие втулки демпфера; 11 – дистанционная втулка демпфера; 12 – упорная подушка демпфера; 13 – стержень рычага переключения передач; 14 – вилка выключения III и IV передач; 15 – вилка включения I и II передач; 16 – шток вилки включения I и II передач; 17 – шток вилки включения III и IV передач; 18 – шток вилки включения заднего хода; 19 – блокировочные сухари; 20 – крышка фиксаторов; 21 – втулка; 22 – пружина фиксатора; 23 – шарик фиксатора; 24 – задняя крышка коробки передач; 25 – включатель фонаря заднего хода; 26 – дистанционная втулка штока вилки заднего хода.
Замена масла в коробке передач ВАЗ 2107

Часто можно услышать, что в случае с механической коробкой замена масла КПП не предусмотрена самим производителем автомобиля. Другими словами, трансмиссионное масло залито на весь срок службы агрегата.
Однако на практике многие неисправности и ускоренный износ коробки передач связаны с тем, что смазка со временем теряет свои свойства, загрязняется продуктами износа. Становится понятно, что масло в коробке нужно менять.
Сколько и какое масло заливать
По технической инструкции установлен следующий объем жидкости:
для 4-ступки –1,35 л;
для 5-ступки – 1,6 л.
Опытные водители советуют в 5-ступку заливать смазку чуть выше установленного уровня – «сколько влезет». Для этого машину со стороны водительской дверки приподнимают домкратом. Потом доливают 250–300 г жидкости. Это обеспечит надежную смазку шестерни 5-й передачи. Возросшего натиска на сальники особо опасаться не стоит, поскольку сброс излишнего давления осуществляется через сапун.
Владельцу ВАЗ 2107 следует заливать в коробку передач только масло стандарта GL-4.
Второй важнейший момент, о котором должен помнить владелец ВАЗ 2107 — это класс вязкости заливаемого масла. Сегодня таких классов существует два:
класс SAE75W90. К нему относятся полусинтетические и синтетические трансмиссионные масла, которые автомобилисты называют всесезонными. Эта смазка работает в широком диапазоне температур — от -40 до +35°С. Именно этот класс масел идеально подходит для использования в нашей стране;
класс SAE75W85. Верхний предел температуры у масел этого класса выше. Но он не должен превышать 45°С, так как при этой температуре масло начинает кипеть.
Замена масла в коробке ВАЗ 2107 своими руками
1. В нижней части коробки переключения передач находим заливную пробку. Откручиваем ее с помощью ключа на 17.

2. Шестигранным ключом на 12 откручиваем сливную пробку, расположенную в самом низу посреди картера. Подставляем под пробку заранее заготовленную емкость для сбора масла.
3. Ждем, пока все масло стечет в емкость, и закручиваем сливную пробку, предварительно промыв ее в масле.
4. С помощью шприца для смазочных материалов заливаем масло в заливное отверстие коробки передач до тех пор, пока оно не начнет вытекать. Вытекание масла означает, что оно набрало необходимый уровень.
5. Закручиваем заливную пробку. Устанавливаем защиту на место.
Если есть необходимость промыть картер, вместо трансмиссионного масла в коробку нужно залить промывочную жидкость, дать двигателю поработать 5-10 минут. После этого жидкость необходимо слить и залить новое масло.
Снятие и установка коробки передач ВАЗ 2107
Снятие коробки передач с автомобиля ваз 2107
1. Устанавливаем автомобиль ваз 2107 на смотровую яму или эстакаду (см. «Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. «Аккумуляторная батарея ваз 2107 — снятие и установка»).
3. Снимаем панель радиоприемника (см. «Панель радиоприемника ваз 2107 — снятие и установка»).
4. Нажав на рычаг коробки передач, вставляем отвертку в отверстие запорной втулки и, сдвигая ее вниз, выводим запорную втулку из полости стержня. Снимаем стержень с рычага переключения передач.
5. Пинцетом извлекаем из стержня рычага переключения передач упругую резиновую втулку демпфера рычага.
6. Двумя отвертками разжимаем лепестки дистанционной втулки демпфера и выводим их из проточки рычага.
7. Снимаем с рычага дистанционную втулку демпфера, нижнюю резиновую А и запорную Б втулки демпфера.
8. Сдвигая обивку пола, крестовой отверткой отворачиваем четыре самореза крепления крышки, закрывающей отверстие в полу кузова автомобиля ваз 2107.
9. Снимаем с рычага крышку вместе с поролоновым уплотнителем.
10. Снимаем приемную трубу системы выпуска отработавших газов (см. «Приемная труба ваз 2107 — снятие и установка»).
11. Отсоединяем от картера сцепления стартер и сдвигаем его вперед (см. «Стартер автомобиля ваз 2107 — снятие, установка»).
12. Отсоединяем от выключателя фонарей заднего хода колодки проводов (см. «Выключатель фонарей заднего хода ваз 2107 — проверка и замена»).
13. Снимаем карданную передачу (см. «Карданная передача — снятие и установка»).
14. Отсоединяем поперечину задней опоры силового агрегата от кузова (см. «Карданная передача автомобиля ваз 2107 — разборка и сборка»).
15. Отсоединяем гибкий вал от привода спидометра (см. «Привод спидометра ваз 2107 — замена»).
16. Отсоединяем от картера коробки передач рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления, не отсоединяя от него шланга (см. «Рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления ваз 2107 — снятие и установка»).
17. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем два (на автомобилях ваз 2107 ранних выпусков четыре) болта крепления крышки картера сцепления.
18. Устанавливаем под коробку передач надежную опору. Торцовым ключом на 19 мм с удлинителем и карданным шарниром отворачиваем четыре болта крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
19. Вставив отвертку в зазор между картером сцепления и блоком цилиндров, отжимаем картер сцепления от блока цилиндров и снимаем картер с направляющих втулок.
20. Смещая назад коробку передач, выводим первичный вал из ступицы ведомого диска сцепления и одновременно из внутреннего кольца подшипника, расположенного в торце коленчатого вала. Освободив вал, снимаем с автомобиля ваз 2107 коробку передач.
Внимание
Не допускается опирать коробку передач концом первичного вала на упорный фланец корзины сцепления.
Установка коробки передач на автомобиль ваз 2107
1. Перед установкой коробки передач на автомобиль ваз 2107 очищаем шлицевой конец первичного вала и наносим на него тонкий слой смазки ШРУС-4.
2. Установка на автомобиль ваз 2107 всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
Разборка и сборка пятиступенчатой коробки передач ВАЗ 2107: порядок и описание
Инструменты для разборки МКПП ВАЗ 2107
Для выполнения работ по разборке коробки передач автомобиля ваз 2107 потребуется фиксирующий клей, ударная отвертка, трехзахватный съемник, сальники первичного и вторичного валов, комплект прокладок, динамометрический ключ.
Разборка МКПП ВАЗ 2107
1. Сливаем масло из коробки передач (см. «Коробка передач ваз 2107 — проверка уровня и замена масла»).
2. Снимаем с автомобиля ваз 2107 коробку передач (см. «Коробка передач ваз 2107 — снятие и установка»).
3. Очищаем щеткой и промываем наружную поверхность коробки передач керосином или уайт-спиритом.
4. Снимаем с коробки передач муфту выжимного подшипника и вилку выключения сцепления (см. «Детали сцепления ваз 2107 — снятие и установка»).
5. Отсоединяем эластичную муфту карданного вала от фланца на вторичном валу коробки (см. «Карданная передача автомобиля ваз 2107 — разборка и сборка»).
6. Снимаем фланец эластичной муфты с вторичного вала коробки передач (см. «Сальник вторичного вала ваз 2107 — замена»).
7. Отсоединяем опору силового агрегата с поперечиной от задней крышки коробки передач (см. «Опоры (подушки) силового агрегата ваз 2107— замена»).
8. Снимаем привод спидометра (см. «Привод спидометра ваз 2107 — замена»).
9. Снимаем выключатель фонарей заднего хода (см. «Выключатель фонарей заднего хода ваз 2107 — проверка и замена»).
10. Снимаем с шаровой опоры рычага переключения передач манжету.

11. Ключом на 10 мм отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач к задней крышке картера.

12. Снимаем со шпилек корпус рычага и уплотнительную прокладку А под ним.

13. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем две гайки крепления кронштейна приемной трубы системы выпуска отработавших газов.

14. Снимаем кронштейн и вынимаем находящийся под ним закладной болт с четырехгранной головкой.

15. Торцовым и накидным ключами на 13 мм отворачиваем пять гаек крепления задней крышки.

16. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки.

17. Снимаем крышку и находящуюся под ней прокладку.

18. Некоторые гайки могут отворачиваться вместе со шпильками. В этом случае, промыв резьбовые отверстия и шпильки растворителем, наносим согласно инструкции фиксирующий клей и устанавливаем шпильки на место.

19. Ключом на 13 мм отворачиваем оставшуюся гайку крепления задней крышки, расположенную внутри картера коробки передач.

20. Чтобы облегчить снятие задней крышки, отверткой утапливаем шток включения I-й и II-й передач. При этом включается вторая передача.

21. Обстукивая крышку коробки передач молотком с резиновым или деревянным бойком по периметру плоскости крепления, отсоединяем крышку от картера коробки передач.

22. Снимаем со шпилек заднюю крышку, и далее, поворачивая ее по часовой стрелке, снимаем с картера коробки передач. Прокладка, установленная между крышкой и картером коробки передач, может порваться. При сборке коробки передач устанавливаем новую прокладку.

23. Извлекаем из задней крышки пластмассовую заглушку блока шестерен V передачи и передачи заднего хода, выдавив ее подходящим инструментом через отверстие в подшипнике.

24. Щипцами вынимаем из проточки в крышке упорное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и передачи заднего хода.

25. Чтобы не повредить заднюю крышку, устанавливаем ее на два деревянных бруска и молотком (через подходящую по диаметру оправку) выпрессовываем подшипник блока шестерен V передачи и передачи заднего хода. Внутреннее кольцо подшипника, как правило, остается на валу блока.

26. Вынимаем подшипник блока шестерен.

27. Извлекаем из отверстия в задней крышке сальник вторичного вала (см. «Сальник вторичного вала ваз 2107 — замена»).
28. Вынимаем упорную шайбу внутреннего кольца заднего подшипника вторичного вала.

29. Подходящей по диаметру оправкой выпрессовываем задний подшипник вторичного вала коробки передач и вынимаем его.

30. Снимаем с вторичного вала внутреннее кольцо заднего подшипника.

Собираем подшипник, связав его детали проволокой или бечевкой.
31. Снимаем шестерню привода спидометра и шарик — фиксатор А шестерни, находящийся в пазу вала.

32. Снимаем маслоотражательную шайбу.

33. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки включения V передачи и передачи заднего хода.

34. Для блокировки вращения валов сдвигаем промежуточную шестерню А заднего хода, включая передачу заднего хода. Вторая передача была включена ранее, при снятии задней крышки. Если произошло ее выключение, нажимаем на шток Б. Торцовым ключом на 17 мм ослабляем затяжку болта крепления блока шестерен V передачи и передачи заднего хода, не отворачивая болт окончательно.

35. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем одну гайку крепления картера сцепления к коробке передач ваз 2107 и торцовым ключом на 17 мм отворачиваем остальные шесть гаек.

36. Отжав отверткой, отсоединяем картер сцепления от коробки передач и снимаем уплотнительную прокладку.

37. Для замены сальника первичного вала выколоткой впрессовываем сальник через отверстие во фланце передней крышки коробки передач.

38. Пассатижами вынимаем сальник из передней крышки коробки передач.

39. Снимаем с первичного вала коробки передач пружинное кольцо. Кольцо имеет коническую форму и меньшим диаметром устанавливается в сторону подшипника.

40. Торцовым ключом на 19 мм отворачиваем болт крепления переднего подшипника промежуточного вала и вынимаем болт вместе с пружинной и зажимной шайбами.

41. Торцовым ключом на 17 мм окончательно отворачиваем и извлекаем болт крепления блока шестерен.

42. Сдвигая вилку включения V передачи по штоку, снимаем блок шестерен с промежуточного вала.

43. Устанавливаем блок шестерен в тиски и двумя большими отвертками спрессовываем с него внутреннее кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

Собираем подшипник и связываем его детали проволокой или бечевкой.
44. Снимаем дистанционную шайбу с вторичного вала.

45. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов штоков.

46. Снимаем крышку вместе с прокладкой.

47. Из отверстий в картере коробки передач ваз 2107 извлекаем пружины фиксаторов штоков. Пружина А фиксатора штока включения V передачи и передачи заднего хода отличается от других по жесткости. Для отличия она имеет темный цвет и при сборке ее необходимо установить на свое место.

48. Шарики-фиксаторы удобно извлекать при помощи резиновой груши, создав разрежение.

49. Снимаем с вторичного вала шестерню V передачи в сборе с синхронизатором.

50. Снимаем дистанционное кольцо.

51. Сдвинув вилку включения передач, снимаем муфту синхронизатора V передачи.

52. Удерживая вилку, снимаем с оси промежуточную шестерню заднего хода.

53. Снимаем шток включения V передачи и заднего хода вместе с вилкой включения передач и дистанционной втулкой А штока. Снимаем со штока втулку и вилку.

54. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем болт креплении головки штока и снимаем ее.

55. Магнитной отверткой или с помощью резиновой груши извлекаем из отверстия А в стенке картера коробки передач блокировочный сухарь.

56. Щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора V передачи и снимаем его.

57. Снимаем с вала коробки передач ступицу.

58. Снимаем пружинную шайбу.

59. Снимаем шестерню заднего хода.

60. Вытолкнув изнутри, вынимаем задний подшипник промежуточного вала.

61. Поддевая двумя отвертками передний подшипник промежуточного вала за установочное кольцо, вынимаем его.

62. Вынимаем промежуточный вал из картера коробки передач.

63. Поддевая двумя отвертками, снимаем часть внутреннего кольца заднего подшипника с промежуточного вала и собираем подшипник.

64. Торцовым ключом на 10 мм с удлинителем отворачиваем болт крепления вилки включения III и IV передач к штоку.

65. Вынимаем из отверстия шток включения III и IV передач, одновременно снимая с него вилку.

66. Из отверстия в штоке извлекаем блокировочный сухарь.

67. Мощным магнитом или с помощью резиной груши извлекаем блокировочный сухарь из отверстия в картере коробки передач.

68. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки включения I и II передач.

69. Вынимаем шток из отверстия, одновременно снимая с него вилку.

70. Ударной отверткой отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала и снимаем ее.

71. Поддевая двумя большими отвертками за установочное кольцо подшипника, выдвигаем подшипник из картера.

72. Снимаем первичный вал коробки передач ваз 2107 в сборе.

73. Вынимаем из расточки первичного вала передний роликовый подшипник.
Подшипник может остаться и на конце вторичного вала.

74. Поддевая двумя отвертками за установочное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала, стягиваем подшипник с вала.

75. Вынимаем вторичный вал кпп из картера.

76. Удерживая ключом на 24 мм ось промежуточной шестерни заднего хода от проворачивания, торцовым ключом на 19 мм отворачиваем гайку крепления оси.

77. Зажав вторичный вал вертикально в тисках через мягкие накладки, снимаем с вала синхронизатор III и IV передач.

78. Щипцами разжимаем и снимаем с вала стопорное кольцо ступицы.

79. Снимаем пружинную шайбу.

80. Снимаем ступицу муфты синхронизатора.

81. Снимаем шестерню с синхронизатором III передачи.

82. Опираем края шестерни I передачи на жесткое основание (например, два ключа), толщиной до 5 мм. Через выколотку из мягкого метала выпрессовываем вторичный вал из втулки шестерни.

83. Вынимаем втулку шестерни вторичного вала коробки передач ваз 2107.

84. Снимаем шестерню вторичного вала с синхронизатором I передачи.

85. Вынимаем ступицу муфты синхронизатора I и II передач.

86. Снимаем муфту синхронизатора.

87. Снимаем с вала шестерню с синхронизатором II передачи.

88. Закрепив первичный вал в тисках через мягкие накладки, щипцами раздвигаем и снимаем стопорное кольцо подшипника.

89. Снимаем пружинную тарельчатую шайбу.

90. Оперев края подшипника на жесткое основание, через выколотку из мягкого металла впрессовываем первичный вал из внутреннего кольца подшипника.

91. Удерживая блокирующее кольцо муфты синхронизатора IV передачи рукой, щипцами раздвигаем и снимаем стопорное кольцо.

92. Постепенно отпуская блокирующее кольцо, снимаем его и пружину синхронизатора IV передачи.

93. Аналогично разбираем механизмы синхронизаторов других передач.
Сборка МКПП ВАЗ 2107
Примечание
Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений деталей приведены в приложениях (см. «Моменты затяжки резьбовых соединений на автомобиле ваз 2107»).
Перед сборкой коробки передач промываем все детали уайт-спиритом или керосином и продуваем сжатым воздухом. Промываем и продуваем сжатым воздухом подшипники коробки передач. Осматриваем и заменяем изношенные детали коробки передач. На деталях не должно быть повреждений и следов чрезмерного износа, а на сопрягаемых поверхностях деталей — следов задиров.
Стенки картера коробки передач должны быть без трещин, а гнезда подшипников без следов износа или повреждений. На контактных поверхностях разъемов картера коробки передач, картера сцепления и задней крышки не должно быть повреждений, вызывающих расхождения осей валов и недостаточную герметичность.
На валах коробки передач ваз 2107 не допускаются повреждения или чрезмерный износ рабочих поверхностей и шлицев. Незначительные неровности поверхностей допускается устранять мелкозернистой наждачной бумагой, при наличии больших повреждений или деформаций вал необходимо заменить новым.
У подшипников коробки передач не должно быть признаков разрушения дорожек, сепараторов, шариков или роликов, при повороте колец подшипника качение должно быть плавным. При ремонте коробки передач со значительным пробегом автомобиля ваз 2107 (100 тыс. км и более) целесообразно заменить все подшипники новыми, независимо от их текущего состояния.
Не допускается чрезмерный износ и выкрашивание зубьев шестерен и синхронизаторов, рабочая поверхность зубьев должна быть гладкой.

Также не допускается деформация вилок включения передач, штоки вилок коробки передач должны свободно скользить без значительного зазора в отверстиях картера коробки передач.
На ступицах муфт включения передач не должно быть следов заедания.
Фрикционные поверхности блокирующих колец должны иметь насечку. В случае износа насечки блокирующее кольцо заменяем новым.

1. Все прокладки и сальники коробки передач заменяем новыми.
2. Перед установкой сальников коробки передач рабочие поверхности сальников смазываем тонким слоем пластичной смазки.
3. При сборке коробки передач все детали смазываем трансмиссионным маслом.
4. При сборке блоков шестерен на валах, устанавливая стопорные кольца, осаживаем их отверткой до полной фиксации колец.
5. При установке подшипников на валы усилие прикладываем к внутренним кольцам, а при установке в отверстия картеров — к наружным.

6. Подходящей по диаметру оправкой запрессовываем сальник первичного вала в переднюю крышку.

7. Дальнейшая сборка коробки передач автомобиля ваз 2107 выполняется в обратной последовательности. Перед установкой коробки на автомобиль ваз 2107 проверяем четкость включения всех передач.